УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ГРАЖДАНАМИ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС И ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЕАЭС
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, предусмотрен комплекс мер, направленных на совершенствование процедур в сфере миграции, снятие излишних административных барьеров в отношении оформления въезда и пребывания иностранных граждан в России, расширение механизмов организованного набора для осуществления трудовой деятельности, социокультурную адаптацию иностранцев, противодействие незаконной миграции.
В соответствии с пп. «в» п. 28 Концепции обеспечение взаимных интересов государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) является одним из направлений международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции.
Согласно ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. работодатели государства – члена Союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности граждан других стран евразийской «пятерки». Им не требуется разрешение на работу в государстве трудоустройства; члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют к ним ограничения для защиты национального рынка труда в отношении осуществляемой трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания, за исключением мер, предусмотренных самим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка; срок временного пребывания (проживания) трудящегося и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Трудящиеся из стран ЕАЭС освобождаются от необходимости проведения процедур признания документов об образовании. Это, однако, не распространяется на лиц, претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью.
Налог на доходы физических лиц в России уплачивается гражданами Союза – резидентами по ставке 13% с первого дня работы по найму. Возможно также оформление ими (а с 1 августа 2022 г. и гражданами Украины) статуса самозанятого с уплатой налога на профессиональный доход по ставке 4 или 6%.
Что касается граждан стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС и с которыми установлен безвизовый режим пребывания (Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан), то для осуществления трудовой деятельности в России они должны оформить патент на срок от одного месяца до года. В течение двух месяцев со дня его получения они обязаны отправить уведомление об этом в территориальный орган МВД России на бумажном носителе (лично или почтовым направлением) либо
в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В противном случае документ аннулируется. Стоимость патента в каждом регионе различается и зависит от ежегодно пересматриваемого регионального коэффициента-дефлятора (в Москве и Московской области в 2024 г. – 7500 рублей в месяц). Эта категория иностранцев также предоставляет сертификат о владении русским языком, сдает комплексный экзамен на знание истории и основ законодательства России.
Налог на доходы физических лиц в России уплачивается гражданами стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС, по ставке 30% для нерезидентов и 13% – для резидентов.
Согласно принятым в июле 2022 г. поправкам в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельным законодательным актам Российской Федерации мигрант, осуществляющий трудовую деятельность на основании патента, вправе продлить срок временного пребывания и своим несовершеннолетним детям.
Выходцы из безвизовых стран также вправе изменить цель визита в миграционной карте на «работу» путем подачи заявления в территориальный отдел МВД России, то есть без выезда из Российской Федерации. Изменение цели въезда для осуществления трудовой деятельности подтверждается действительным патентом, а в отношении граждан стран ЕАЭС – уведомлением работодателя о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора. Обязанность работодателя направлять в территориальные органы МВД уведомления о заключении (расторжении) таких договоров с иностранцами вне зависимости от их гражданства и правового статуса в России, в том числе в отношении граждан государств – членов ЕАЭС (кроме Белоруссии), установлена с 1 января 2015 г.
В двустороннем формате заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. (вступило в силу в декабре 2017 г.). Оно реализуется в рамках механизма государственно-частного партнерства на условиях договоренностей между Рострудом, Агентством по внешней трудовой миграции Узбекистана и уполномоченными российскими рекрутинговыми компаниями.
17 апреля 2019 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, которое вступило в силу в январе 2020 г.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» предусмотрены требования об обязательной дактилоскопии, фотографировании и медицинском освидетельствовании иностранцев, въезжающих в Россию для осуществления трудовой деятельности, за исключением граждан Белоруссии, входящей в Союзное государство, выходцев из других стран в случае их пребывания в России не более 30 дней, должностных лиц международных организаций, дипломатов – на основе принципа взаимности.
Иностранцам необходимо выполнить указанные процедуры в течение 30 календарных дней со дня въезда либо при обращении
с заявлением об оформлении патента или разрешения на работу. Дактилоскопическая регистрация осуществляется однократно, причем с 1 января 2023 г. ее можно пройти в любом субъекте Российской Федерации – вне зависимости от места жительства или пребывания. Медицинское освидетельствование проводится раз в год.
В случае неисполнения этих обязанностей органы внутренних дел вправе сократить срок временного пребывания мигранта в России.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность получения иностранными работниками, проживающими в России не менее трех лет (и за которых работодатель исправно платит страховые взносы на обязательное медицинское страхование), полиса ОМС, позволяющего бесплатно пользоваться очерченными его рамками медицинскими услугами. Въезд мигранта в Россию и заключение им трудового договора невозможны без действующего полиса ДМС.
В настоящее время проходит процедуру внутригосударственного согласования проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое определит порядок и основные направления сотрудничества в вопросах добровольного медицинского страхования в период осуществления мигрантами трудовой деятельности в странах Содружества.
Между государствами ЕАЭС действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся от 20 декабря 2019 г. Согласно документу трудящийся имеет право на получение пенсии на территории государства-члена, назначившего пенсию. Соглашение устанавливает выплаты, которые производятся только при условии проживания на территории соответствующего государства евразийской «пятерки».
После денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств –участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и прекращения его действия для России вопросы пенсионного обеспечения со странами СНГ, которые не входят в ЕАЭС, регулируются российским законодательством и двусторонними соглашениями. Были подписаны такие договоры с Таджикистаном (вступил в силу 21 октября 2022 г.), Азербайджаном (ратифицирован Россией 18 марта 2023 г.). Соответствующие переговоры ведутся с Узбекистаном.